НЕЙРОАКУСТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПО МЕТОДУ ТОМАТИС

1.Что такое Томатис

Метод Томатиса — это терапия, основанная на использовании специального оборудования, которое генерирует звуки разной частоты и интенсивности. Этот метод используется для лечения различных нарушений у детей и взрослых, таких как нарушения речи, слуха, внимания, памяти и  базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга.

Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия».

 

Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух.

Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую, и речевую информацию в частности,  более эффективно и организовано.

Метод разработан французским врачом Альфредом Томатисом в начале 50-х годов XX века. Речь и слух тесно связаны. Даже если отоларинголог считает, что слух в норме, ребенок может не воспринимать некоторые звуки. Обычно это звуки высоких частот.  Это приводит к тому, что он не может произносить часть согласных звуков.

В этом случае занятия с логопедом не приносят заметного результата. Слуховая тренировка улучшает восприятие звуков и ускоряет процесс овладения правильным звукопроизношением. С помощью тренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания.

Эти тренировки назначаются детям с нарушениями  устной и письменной речи, аутистического спектра, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, задержками речевого и психомоторного развития, нарушениями функции равновесия.

У многих детей нарушено восприятие звуков, из-за того, что ребёнок нечетко слышит согласные звуки, значительно нарушается формирование и его собственной речи.

Часто ребёнок не усваивает информацию из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной. А проблема заключена в том, что мозг ребёнка не воспринимает речь (взрослого) на фоне окружающего шума (в классе, в быту).

Также есть дети, которые способны воспринимать информацию преимущественно правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Если же ребёнок слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а только потом в левое. На это уходит больше времени. Кроме того по пути звуки искажаются, особенно звуки высоких частот.

Это ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЯЕТ ПОНИМАНИЕ УСЛЫШАННОГО.

2. КОМУ ОН ПОМОГАЕТ

 

Наше ухо — это не просто орган чувств, который воспринимает звуки.

В ухе находится вестибулярный аппарат, который играет важнейшую роль в выполнении двигательной функции.

Функция вестибулярного аппарата — поддерживать равновесие тела.

Метод ТОМАТИС воздействует непосредственно на вестибулярный аппарат и, как следствие, оказывает прямое действие на регуляцию мышечного тонуса и рефлекторный контроль вертикального положения туловища, а также на проблемы латеральности.

Более того,вестибулярный аппарат вместе с другими отделами мозга участвует в механизмах, контролирующих координацию движений и ритм. Таким образом, метод ТОМАТИС эффективно помогает справиться с проблемами ритма и координации.

Наконец, вместе с корой головного мозга вестибулярный аппарат обеспечивает способность к ориентации в пространстве и участвует в формировании схемы тела.

Поэтому проблемы с пространственной ориентацией и схемой тела также относятся к сферам применения метода ТОМАТИС.

Метод ТОМАТИС действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат.

Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка — орган среднего уха — выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод ТОМАТИС регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью. Метод ТОМАТИС также эффективно влияет на регуляцию стресса.

Очень полезно терапию по Методу Томатис использовать беременным женщинам, при изучении иностранных языков, детям с Синдромом Дауна, перед началом занятий с логопедом по постановке звукопроизношения, существует особая программа для детей с логоневрозом и запинками в речи. Для каждой проблематики существует своя программа аудиовокальных тренировок.

С помощью аудиовокальных тренировок, которые через воздушную(ухо) и костную (скелет) проводимость воздействуют на мозг можно воздействовать на аудиторную систему мозга.

Это ведет к улучшению способности к восприятию информации, а значит к улучшению способности к обучению, развития внимания, коммуникативных способностей, способности к чтению, пониманию услышанного, помогает мозгу лучше обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств.

Благодаря пластичности мозга и взаимосвязи путей слухового анализатора с другими участками мозга, мы можем воздействовать также на связанные с ним функции:

  • сенсорную интеграцию
  • внимание
  • память
  • речь
  • чтение
  • письмо
  • обучение
  • общение (коммуникацию)
  • координацию движений
  • мышечный тонус
  • чувство ритма
  • изучение иностранного и своего языка

 

3.Показания к курсу Томатис-терапии

 

Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой». Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет.

Нарушения, при которых рекомендован метод:

  • Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
  • Плохая успеваемость к школьников;
  • Дискалькулия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Мутизм;
  • Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
  • Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
  • Умственная отсталость;
  • Синдром Дауна;
  • Задержки развития, асинхронное развитие;
  • Сочетанные нарушения;
  • Вторичные нарушения развития при потере зрения;
  • Невротические расстройства;
  • Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
  • Трудности поведения;
  • Вялость, апатичность, гипотония;
  • Проблемы сна;
  • Тревожность.

С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:

  • Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
  • Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
  • Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
  • Для развития способностей к иностранным языкам;
  • Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
  • Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
  • Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
  • Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.

 

4.На каком оборудование мы работаем

 

Чтобы иметь возможность применять метод согласно упомянутым Законам, Альфред Томатис изобретает специальный аппарат под названием «Электронное ухо», ответственный за моделирование процесса слушания и, соответственно, процесса речи.

К тому же, оказалось необходимым детально разработать уникальный аудио-вокальный тренировочный аппарат, который заставляет ухо «тренироваться» слушать, а также развивать соответствующие голосовые возможности.

Применение метода «Томатис» возможно только с применением технического средства, названного «Электронное ухо». «Электронное ухо» — это система, позволяющая мозгу реактивировать перцептивную организацию и управлять нашим звуковым окружением. Принцип функционирования «Электронного уха» — гимнастика мышц среднего уха.
Оборудование «Томатис» разработано так, что создает уникальное контрастное звучание.

Задача «Электронного уха» натренировать нашу слуховую систему так, чтобы она смогла восстановить в полной мере способность слушать. Цель данной тренировки в смягчении чрезмерной защиты мозга, который в результате искажает наше слуховое восприятие. Благодаря работе, проводимой «Электронным ухом», мы восстанавливаем функционирование мышц среднего уха и даем возможность постепенно услышать «проблемные» звуки. В свою очередь мозг, восстановивший способность к интеграции и организации звуковой информации, оказывает положительное воздействие на ухо, позволяя ему в оптимальной манере проводить анализ.
Следовательно, это настоящий диалог между ухом и мозгом, который метод «Томатис» позволяет развивать и улучшать каждому, кто имеет проблемы с процессом слушания.

На сегодняшний день во всем мире существуют специальные центры, работающие по методу Томатис. Данный метод работает под разными брендами,  оборудование доступно в свободной продаже – монополистов нет.

Обучение также проводится открыто. Сегодня многие западные фирмы пытаются утверждать, что только они единственные настоящие носители метода. Это всего лишь коммерческий ход и хитрая уловка.

В наши дни на рынке существует целый спектр брендов использующих Метод, изобретенный Томатисом – это и BessonofSwitzerland, и Talksup или Solisten от французского  TomatisDevelopment, и TLP(ThelisteningProgram) от американского AdvancedBrainTechnologies, и сертифицированный в России Рулисен.

По большому счету всё это аппаратура различных производителей (США, Франция, Польша, Швейцария и Россия), работающая по одному принципу отличаются лишь ценой, раскрученностью бренда, деньгами вложенными в рекламу и продвижение.  Она действительно мало чем отличается и каждый центр, использующий тот или иной бренд нахваливает, конечно же свой, и очень мало обращается внимание на то, как проводятся сами занятия или терапия по методу Томатис.

Помните (!!!), что для аппаратуры, работающей по Методу Томатис важно качество создаваемого звука, качество воздушной и костной проводимости.

На сегодняшний день все бренды обеспечивают это на хорошем уровне.

А вот проведение самих занятий, их наполненность и результативность, здесь есть много нюансов. Очень часто центры как раз серьезно экономят на специалистах, которые должны не просто присматривать за ребенком, а проводить полноценное дефектологическое занятие, просто не задействуя слуховой канал.

Очень важно обращать внимание, когда решаете, где пройти курс аудиотерапии по методу Томатис:

  1.   Важно обращать внимание на сертификат соответствия и безопасности на территории России (РОССТаТ). Чтобы не попасть на удочку мошенников, которые изготовили аппаратуру кустарным способом.
  2.   Нужно не забывать о ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ .
  3.     Необходимо помнить о структуре терапевтических занятий: аудиометрическое тестирование, консультация нейропсихолога, невролога,контроль ЭЭГ, три курса занятий, повторное контрольное аудиометрическое тестирование.
  4.   В нашем центре огромное внимание уделяют проведению занятий по Методу Томатис.
  5. Хорошо продуманная индивидуальная дефектологическая программа, сопровождающая терапию по Методу Томатис.

В нашем центре-Метод аудиотренировки RuListen и Аппарат для аудио-вокальных тренировок АВТ разработаны французским психиатром, психотерапевтом, Профессором, Доктором медицинских наук, главой «Европейского Центра психического развития «Томатис», Доктором Жанно.

История
Метод RuListen основан на трудах выдающегося французского отоларинголога и фониатра А. Томатиса. Во второй половине ХХ века в мире появился ряд школ и исследователей, которые на основе трудов А. Томатиса разработали собственные методы, использующие звуковое воздействие на мозг человека.

Предлагаемый нами метод — результат новейших научных исследований в сфере физиологии, психологии человека, физики звука и обширного опыта применения методик звуковой психокоррекции в Европе, США, и теперь уже в России. RuListen – единственная сертифицированная в России система аудиокоррекции.

 

5.Как проходит прослушивание

 

Перед началом аудиовокальных занятий, ребенок или взрослый проходит первичную аудио-психо-фонологическую консультацию. Она включает в себя в первую очередь, развернутую беседу, затем предлагается пройти «Аудиотест». Этот тест имеет особенное значение в методике «Томатис». Он позволяет проанализировать возможности индивидуума в процессе слушания. Он дает возможность проанализировать функциональные возможности уха, выявляя его слабые и сильные стороны. Затем проводится беседа по результатам теста с консультантом «Томатис», с родителями, если речь идет о ребенке.

Консультация длится от одного часа до полутора.

Программа аудио-психо-фонологической консультации для ребенка (около 1,5 часов)

Для ребенка и родителей: Анамнез. Для ребенка: Прохождение теста. Для семьи: Консультация.

Программа аудио-психо-фонологической консультации для взрослого (около 1 часа)

Анамнез; Прохождение теста; Консультация.

Проведение данных исследований необходимы для выявления Ваших проблем и Ваших потенциальных возможностей, позволяющих консультанту рекомендовать или наоборот не рекомендовать программу по методу «Томатис».

Первичное обследование в нашем центре проводит невролог, нейропсихолог и Томатис эксперт.

Затем составляется индивидуальная программа занятий, специальный прибор (электронное ухо) фильтрует музыку определенным образом, регулируя их громкость, скорость, тональность и режимы задержки воспроизведения,заставляя слуховую систему работать более эффективно, исходя из тех особенностей, которые показал ребёнок или взрослый на обследовании.

 

Параметры подбирают так, чтобы при прослушивании музыки оказать стимулирующее воздействие на мышцы среднего уха. Заданные импульсу передаются в вестибулярный аппарат (отвечает за координацию, равновесие, регуляцию мышечного тонуса), к мозжечку и в лобные доли (отвечают за речь, эмоции, адаптацию в социуме).

Поэтому очень важно провести индивидуальное аппаратное диагностическое обследование с сертифицированным специалистом Томатис и нейропсихологом, выявить индивидуальные особенности и проблемы конкретного ребенка, на основании которых и будет составлена программа коррекции. А не проводить шаблонную программу прослушивания, как делается сейчас во многих центрах и у частных инструкторов Томатис.

 

Используя специально разработанное устройство, вы слушаете программу, подобранную для вас специалистом. Используя устройство «SOLISTEN», вы можете прослушивать эти программы в нашем центра или в уютной обстановке вашего дома.

 

Курс состоит из трёх сессий:

1 сессия (Основная программа) — 30 часов (первые 15 ч.: чередование НФМ, ГП и НЧД, остальные 15 ч. ФМ от 500 до 9000 Гц с повторением определённых частот в зависимости от результата теста.Она обучает слуховую систему правильно работать — обрабатывать информацию, — а также подготавливает к более интенсивному воздействию последующих программ

Прослушивание 1-2 часа в день. 30 занятий по 60 минут или 15 занятий по 120мин. Количество и продолжительность занятий зависят от выявленных проблем.

Занятия проводятся каждый день (максимально допустимый перерыв 1-2 дня в неделю).. Между сессиями перерыв 2-4 недели. Прохождение полного курса занимает 4-5 месяцев.

2 сессия — терапевтическая 26 часов. Прослушивание 1-2 часа в день. 26 занятий по 60 мин в день или 13 занятий по 120 мин в день. Занятия проводятся каждый день (максимально допустимый перерыв 1-2 дня в неделю).Перерыв между сессиями 1-2 месяца

3 сессия (Голос мамы) – 16 часов специальная программа с фильтрованным голосом матери от 9000 Гц до 500 Гц. Прослушивание 1-2 часа в день.

За три курса грамотной работы происходит полная “настройка” уха.

Между курсами,  должен быть перерыв.

Поскольку программы стимулируют слуховой аппарат и головной мозг, на протяжении курса занятия повторяются, причем тренировки чередуются с периодами отдыха («интеграция»), благодаря чему их эффект сохраняется на длительное время и даже навсегда.

 

Во время аудио-вокальных тренировок по методу Томатис ребёнок или взрослый слушает музыку через специальные наушники (их нельзя купить в обычном магазине), где звук передается с помощью особого устройства, прикрепленного к наушникам , называется он – костная проводимость.

Благодаря костной проводимости звук попадает прямо во внутреннее ухо, а параллельно с этим ещё звук поступает через наружное ухо и барабанную перепонку.

В методе Томатис ребенок через наушники прослушивает определенные наборы звуков. Главным образом это специально обработанная музыка Моцарта, григорианские песнопения, вальсы. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Таким образом, происходит сокращение мышц уха и постоянная стимуляция коры головного мозга за счет ориентировочного рефлекса. Комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя – сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Его биологический смысл – создание условий для лучшего восприятия раздражителя.

А третий курс полностью посвящен прослушиванию записи специально отфильтрованного особым образом голоса Матери. После прохождения голоса через специальную фильтрацию ребёнок слышит его так, как слышал во время внутриутробной жизни.

Выделяют три диапазона частот, воспринимаемых ухом человека: низкая область приблизительно до 1000 Гц связана с равновесием, двигательными и вегетативными функциями; средняя область приблизительно 1000Гц-3000Гц связана с речью, языками и коммуникацией, так как этот диапазон в основном представлен в голосе; область высоких тонов, выше 3000Гц имеет отношение к ассоциативным, мыслительным процессам.
Таким образом, подавая звуки на определённой частоте, появляется возможность стимулировать наиболее проблемные и необходимые зоны высшей нервной деятельности.

Ребенок, находясь в амниотической жидкости в утробе матери, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — сердцебиение и дыхание матери, голос, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости меньше затухают высокочастотные компоненты звука, ребенок слышит только высокие частоты (через околоплодную жидкость и костный путь). А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причем начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается. Дети с нарушением сенсорной интеграции не слышат высокие частоты, поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не воспринимали прежде.

По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе матери. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку «перепрограммировать» различные стадии человеческого развития через символический опыт.

Каждого ребенка на занятиях во время прослушивания сопровождает дефектолог, специальный психолог или нейропсихолог, который разрабатывает программу развивающих и коррекционных упражнений для каждого ребёнка в зависимости от его особенностей.

Многие центры с целью экономии проводят Томатис терапию в группах, где 5-6 детей с разными диагнозами и проблемами находятся в одной комнате и просто играют под присмотром взрослого – такой подход серьезно снижает результативность занятий!!!

Во время аудио-тренировок Томатис нельзя спать, смотреть телевизор, играть на компьютере, разговаривать, поэтому специалист продумывает программу упражнений на развитие крупной и мелкой моторики, на баланс, развитие координации, логики, конструирования, развития пространственных представлений и многого другого, что не противоречит запретам Томатис.

Таким образом внутри Терапии Томатис мы проводим ещё дефектологическое занятие с ребёнком.

Занятия проходят всегда СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО в просторной комнате, где с ребёнком работает психолог по хорошо продуманному плану с большим количеством дополнительного оборудования, пособий и игр ОДИН НА ОДИН.

Такой подход показывает очень хорошие результаты. Ведь помимо 72 часов терапии по Методу Томатис ребёнок получает ещё 72 часа полноценной дефектологической работы со специалистом.

А. Томатис сделал важное открытие – наиболее стимулирующими и целительными являются звуки высокой частоты.

Он доказал, что высокие частоты позволяют активизировать мозг и нормализовать его работу.

Томатис терапия имеет сильное стимулирующее воздействие на мозг, поэтому перед назначением этой терапии необходимо сделать ЭЭГ, чтобы контролировать активность коры больших полушарий мозга.

 

6.Противопоказания и побочные эффекты аудиотерапии (метода Томатиса)

 

Есть целый ряд противопоказаний для назначения Томатис терапии:

  • эпилептическая активность,
  • острый период любых заболеваний,
  • тяжелая артериальная гипертензия,
  • опухолевые заболевания и новообразования мозга (кисты),
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом,
  • кохлеарный импланта
  • опухолевые заболевания и новообразования мозга (кисты и тд.)

После сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение одной-двух недель.

7.Стоимость аудио-тренировок

Существует 2 способа пройти курс:

  1.  В центре (возможна почасовая оплата)
  2.  Аренда оборудования для прослушивания в домашних условиях.

Цены в зависимости от выбранного Вами способа будут варьироваться следующим образом:

  • Разовая аудио-тренировка в центре почасовая оплата 60 мин- 1000 руб
  • Первый курс- 30 часов в центре( включая занятия со специалистом) -25000 руб.
  • Первый курс- 30 часов домашнее прослушивание-20000руб.
  • Второй курс -26 часов в центре(включая занятия со специалистом) -20000 руб.
  • Второй  курс- 26 часов домашнее прослушивание-15000 руб.
  • Третий курс-16 часов «Голос матери» в центре(включая занятия со специалистом)-15000 руб.
  • Третий курс-16 часов «Голос матери» домашнее прослушивание-10000 руб

 

Консультации специалиста, диагностика, составление программы , контрольное ээг исследование при прохождение курса входят в стоимость.

 

Если Вы знакомы с методом, но хотите оценить его эффективность перед прохождением полного курса, или не уверены, что ребёнок сможет слушать – выберите минимальную программу: консультация + первая сессия стационарно (с возможностью почасовой оплаты занятий). Занятия стационарно проводятся под наблюдением специалистов-психологов, которые в игровой форме и в общении с другими детьми постепенно приучают ребёнка к наушникам. Удивительно, но как бы скептически не были настроены родители – у нас рисуют, танцуют, играют и слушают все! В дальнейшем последующие курсы вы сможете проходить уже дома, так как прослушивание Томатис в домашних условиях имеет ряд существенный преимуществ. Это не только дешевле по стоимости и экономит время на дорогу, но и дает высокую эффективность, так как ребенок находится в привычных условиях, чувствуя себя комфортно (а это является очень важным фактором, влияющим на эффективность прослушивания программ Томатис).
Дома слушать Томатис легче, так как во время прослушивания можно делать перерывы и давать ребенку отдохнуть. Слушать Томатис можно в любой части дня, а если ребенок будет засыпать, то продолжайте прослушивание во сне.

 

Запишитесь на консультацию. Невролог, логопед или психолог центра определит индивидуальные особенности вашей проблемы и даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.

Наименование услуги Цена / руб.
Томатис (аудио-тренировка) в центре почасовая оплата 60 мин 1000
Томатис первый курс- 30 часов в центре( включая занятия со специалистом) 25000
Томатис первый курс- 30 часов домашнее прослушивание 20000
Томатис второй курс -26 часов в центре(включая занятия со специалистом) 20000
Томатис второй  курс- 26 часов домашнее прослушивание 15000
Томатис третий курс-16 часов «Голос матери» в центре(включая занятия со специалистом) 15000
Томатис третий курс-16 часов «Голос матери» домашнее прослушивание 10000
Записаться на прием

Врачи этого отделения

Назад
Вперед